В целях совершенствования межбюджетных отношений

В третьем чтении Госдумой принят законопроект № 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений"

Законопроектом предлагается, в частности:

- уточнить бюджетные полномочия субъектов РФ и органов МСУ по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих видов отдельных видов неналоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. Определяются перечни таких неналоговых доходов. Регионы вправе передать на местный уровень полностью или частично свои неналоговые доходы;

- закрепить правило, согласно которому при принятии федеральных законов, приводящих к снижению доходов региональных (местных) бюджетов, в Законе о федеральном бюджете должна быть предусмотрена компенсация выпадающих доходов;

- уточнить порядок предоставления и порядок распределения межбюджетных трансфертов из федерального и региональных бюджетов. Предоставление целевых межбюджетных трансфертов для возмещения расходов бюджета субъекта РФ производится после проверки Федеральным казначейством в установленном Минфином России порядке документов, подтверждающих осуществление таких расходов;

- сократить предельный размер дефицита бюджетов субъектов РФ с 15% до 10%;

- исключить норму, относящую превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений размера дефицита регионального, местного бюджета к нарушению бюджетного законодательства РФ, влекущего применение бюджетных мер принуждения (в т.ч. бесспорное взыскание суммы предоставленных средств, суммы платы за пользование предоставленными средствами, пеней за несвоевременный возврат средств бюджета, приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов);

- уточнить условия предоставления бюджетного кредита субъекту РФ, муниципальному образованию - отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием. Предусматривается возможность предоставления бюджетного кредита государственному внебюджетному фонду РФ (на пополнение остатка средств на счете);

- уточнить порядок перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;

- предусмотреть возможность предоставления регионам и муниципалитетам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов, а также иных дотаций для предоставления субъектами РФ дотаций бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами (помимо дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности). Их распределение будет утверждаться федеральным законом о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ним актами Правительства РФ. Такие дотации могут предоставляться в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований;

- установить обязанность главных распорядителей средств федерального бюджета направлять до 20 августа текущего года в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) Правительства РФ, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, с проектом распределения между бюджетами субъектов РФ субсидий из федерального бюджета («предварительное» согласование объемов распределения);

- предусмотреть, что в случае нарушения сроков заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ, а также в случае внесения изменения в соглашение в части уменьшения объема бюджетных ассигнований бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в соответствующем размере;

- установить требование об утверждении финансовым органом субъекта РФ не позднее 15 ноября текущего финансового года перечня всех муниципальных образований, являющихся дотационными, а не только с уровнем дотационности более 5%;

- увеличить предельный размер не распределенного между бюджетами субъектов РФ объема субсидий с 5% до 10% общего объема соответствующей субсидии, который может быть утвержден законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (действует – 5% на очередной финансовый год и 10% на плановый период). При этом нераспределенный объем субсидий подлежит распределению до 1 октября текущего финансового года между региональными бюджетами актом Правительства РФ (кроме субсидий, предоставляемых в целях софинансирования исполнения публичных нормативных обязательств);

- предусмотреть возможность утверждения в законе о региональном бюджете не распределенного между муниципальными образованиями объема субсидий в размере не более 10% общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на очередной год и плановый период (требования о распределении в текущем финансовом году не закрепляется);

- предусмотреть возможность предоставления единой субвенции на финансирование двух и более полномочий Российской Федерации, переданных на региональный уровень (по общему правилу: 1 полномочие - 1 субвенция) (порядок формирования и предоставления устанавливается Правительством РФ). Аналогичное правило предусматривается для субвенций муниципалитетам из региональных бюджетов;

- установить возможность предоставления новых форм межбюджетных трансфертов - «горизонтальные» субсидии. Цели и условия предоставления таких субсидий устанавливаются соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ (местными администрациями), заключаемыми в порядке, установленном законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (решением представительного органа муниципального образования), из бюджета которого предоставляется субсидия;

- предусмотреть для региона (муниципалитета), имеющего просроченную задолженность (в течение 3-х месяцев непрерывно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, превышает 10% от объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году), возможность утвердить план восстановления платежеспособности и заключить соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования). Соглашение заключается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования) с Минфином России (финансовым органом субъекта РФ) на срок не более 5 лет.

Новые правила будут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).

2016-2018

Наталья Боева

официальный сайт