В Государственной Думе обсудили вопрос организации торговли в удаленных населенных пунктах и регулирования цен

Федеральным законом о торговле установлены случаи государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Так, в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на срок не более чем девяносто календарных дней.

 

Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Известно, что бизнесу не выгодно на постоянной основе, ежедневно торговать на данных территориях ввиду логистических проблем, невысокого и неплатёжеспособного спроса. Поэтому развитие торговли в малочисленных и отдалённых населенных пунктах затруднено.

Существенную роль в обеспечении населения товарами в данной местности в настоящее время играют предприятия потребительской кооперации, которые являются зачастую единственным каналом поставок товаров в некоторые отдаленные населенные пункты. При этом торговля в таких случаях осуществляется, по сути, только с автолавок.

В настоящее время Минпромторг России активно взаимодействует с Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом России) - головной организацией российской потребкооперации.

- Безусловно, потребкооперация требует «перезагрузки», выхода на совершенно новый уровень, - отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. - Потенциал потребкооперации в развитии мелкого производства в поддержке самозанятости на селе огромен. Это, в свою очередь, высвобождение и вывод на рынок огромных объемов продовольствия, причем, как правило, продукции стандартов «эко».

Ключевой проблемой, препятствующей развитию потребкооперации в России, является проблема сбыта, а именно острый дефицит объектов малых торговых форматов для реализации продукции потребкооперации (мобильная и нестационарная торговля, ярмарки, рынки).

Продукции малых хозяйств нужен сбыт, а через торговые сети он, как правило, невозможен по объективным причинам (недостаточны объемы, отсутствие или нестандартность упаковки и пр.).

В связи с этим в настоящее время разрабатывается программа взаимодействия Минпромторга России и Центросоюза России, которая будет направлена на решение ключевых вопросов, в том числе на воссоздание заготовительных пунктов по приему продукции и дикоросов у населения и малых производителей, по развитию и созданию оптовых продовольственных рынков, ярмарок, мобильной и нестационарной торговли.

В рамках этой программы планируется обозначить и проблему субсидирования торгового обслуживания автолавками отдаленных и малонаселенных территорий.

Минпромторгом России внесен в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статьи 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)», которым вводится понятийный аппарат, а также упрощаются требования к торговле с использованием мобильных торговых объектов.

Так, в сельских территориях предлагается применять максимально простой и необременительный подход к организации такой торговли.

2016-2018

Наталья Боева

официальный сайт