A- A A+
Войти


Министр образования ответила на вопросы избирателей Натальи Боевой

Наталья Боева на встрече членов внутрифракционной группы с министром образовапния РФ Ольгой Васильевой задала вопросы, которые волнуют ее избирателей.

Вопрос 1:

В нашей стране принят ряд мер по повышению престижа педагогических профессий: созданы профильные классы социально-педагогической направленности, производится целевой набор в педагогические вузы, оказываются меры социальной поддержки студентам педагогических вузов на уровне муниципальных образований. Но, несмотря на ежегодный приток молодых специалистов в учреждения образования, проблема кадров с каждым годом обостряется, особенно на селе.
Неумолимо растёт средний возраст преподавателей математики, филологических и естественно - научных дисциплин, замены которым в перспективе нет.
Планирует ли министерство принятие дополнительных мер социальной поддержки молодых педагогов, приезжающих на работу в сельскую местность, по типу программы «Земский доктор»?

Ответ:
В течение последних трех лет отмечается рост популярности естественно-научных, инженернотехнических, педагогических и медицинских образовательных программ.
По данным федерального статистического наблюдения в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях доля педагогических работников до 35 лет за последние 2 года остается стабильной:
учителей русского языка и литературы - 17%, учителей математики- 17%, учителей физики -15%, учителя химии - 15%.
Если учесть контингент указанных предметников в возрастном диапазоне 35-45 лет, то в общей сложности около 40% учителей в активной фазе развития профессиональной карьеры. В российских школах (как городских, так и сельских) идет естественное обновление педагогических коллективов.
Минобрнауки России в целом поддерживает предложение о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2016 - 2020 годы (далее ГПРО) мероприятия «Сельский учитель» на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем включение мероприятия «Сельский учитель» в ГПРО требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Минобрнауки России совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № Пр-259 в период с 2010 по 2011 год реализовало проект по привлечению перспективных выпускников вузов (1000 человек) для работы в общеобразовательных организациях сельской местности с предоставлением каждому из них государственной поддержки в размере 500 тыс. рублей.
Государственная поддержка могла расходоваться на обустройство жилья и рабочего места, проезд к месту отпуска или проживания родителей, повышение квалификации.
Основными требованиями отбора кандидатов для предоставления государственной под держки являлись наличие высшего образования по профилю вакансии, год окончания вуза (2009 или 2010), высокий средний балл диплома, готовность переехать к месту работы на срок не менее пяти лет.
Фактически к работе в 2010 году приступило 770 человек. На период окончания проекта количество его участников составило 690 человек.
В настоящее время пролонгация указанного проекта не планируется.

Вопрос 2:
По итогам 2015-2016 учебного года во вторую смену обучалось свыше 22 процентов учащихся, в.т.ч. почти 30 процентов в городах и 13 процентов в сельской местности. Для решения этой проблемы до 2025 года в рамках региональной программы «Содействие созданию в Краснодарском крае (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 -2025 годы, запланированы денежные средства в размере 59 358 млн. рублей, в т.ч. 40 млрд. 226 млн. рублей из федерального бюджета, 18 млрд. 174 млн. рублей из краевого бюджета и 957 млн. рублей из местных бюджетов. На первом этапе до 2021 года планируется перевод на односменное обучение учащихся 1-4 классов, на II этапе (2021-2025 гг.) - учащихся 5-9 классов.
Не логичнее ли будет перевести на односменное обучение вначале 5-9 классы? Ведь у них больше нагрузка, им предстоит первое серьезное испытание - сдача ГИА.

Ответ:

На основании пункта 10.4 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1, 5, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках ГПРО, закреплено использование при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия, в целях осуществления строительства и (или) выкупа зданий общеобразовательных организаций экономически эффективной документации повторного использования (при ее наличии), а в случае отсутствия такой документации - типовой проектной документации из соответствующих реестров Минстроя России. Типовая проектная документация не предусматривает разделения проектов (зданий) по уровням общего образования.

Вопрос 3:
Общаясь с избирателями своего округа, а это в основном сельские жители, часто слышу, что успешная сдача ЕГЭ для сельских ребят открыла возможность поступления в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Если раньше это были 1-2 выпускника из района, то сегодня - десятки лучших ребят. Однако люди говорят и о необходимости совершенствования заданий.
Многое в этом плане уже сделано. Но еще не удалось избежать клиширования и, как вы совершенно верно выразились в одном интервью, «натаскивания». В связи с этим, какие изменения в образовательном процессе рассматриваются министерством?

Ответ:
Единый государственный экзамен как форма проведения государственной итоговой аттестации проводится с использованием стандартизированных заданий - контрольных измерительных материалов, которые составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, установленным на территории Российской Федерации, и не выходят за его пределы.
КИМ ЕГЭ, по сути, не являются тестами в традиционном понимании смысла этого слова, поскольку содержат не только задания с выбором ответа, но также задания с кратким ответом и задания открытого типа с развернутым ответом, выполнение которых позволяет оценить степень владения выпускником учебным материалом, его творческий потенциал, способность применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Требования к написанию развернутого ответа не предполагают действий по шаблону, поэтому к их выполнению нельзя подготовиться методом формального запоминания или «натаскивания».
Ежегодно проводится большая работа по совершенствованию содержательной части КИМ с учетом анализа результатов ЕГЭ и мнений экспертных педагогических сообществ.
Так, начиная с 2016 года, экзамены по истории, обществознанию, географии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) проводились без заданий с выбором ответа. Ранее тестовая часть из заданий была исключена из экзаменов по русскому языку, математике и литературе. В 2017 году полностью исключены указанные задания в КИМ по учебным предметам «Биология», «Физика» и «Химия».
Задания по иностранным языкам дополнены разделом «Говорение», что позволяет проверить коммуникативные навыки выпускников. Подобные изменения планируется внедрить в задания и по другим учебным предметам.

 

2016-2020

Наталья Боева

официальный сайт